Гегель считает, что лишь в современном ему мире создано гражданское
общество, в котором каждый для себя является целью, а остальные для него
как бы не существуют.
Гегель выделяет три элемента гражданского общества:
1) система потребностей;
2) защита собственности посредством правосудия;
3) полиция и корпорации.
Потребности удовлетворяются, прежде всего, через трудовую деятельность. Гегель подчеркивает, что человек своим трудом создает необходимые предметы потребления, что "средства удовлетворения человеческих потребностей добываются потом и трудом человека" . В этой связи он критикует тех мыслителей, которые утверждали, что в естественном состоянии человек свободен с точки зрения своих потребностей, ибо он их удовлетворяет готовыми продуктами природы.
И сам человек, и его потребности, отмечает немецкий мыслитель, не выходят за пределы природы, и поэтому он не был свободен. Гегель придает исключительное значение трудовой деятельности человека в гражданском обществе. "Варвар, - пишет он, - ленив и отличается от образованного человека тем, что он предается тупому безделью, ибо практическое образование и состоит в привычке и потребности в занятии. Неумелый человек всегда производит не то, что он хочет произвести, потому что он не господин своей собственной деятельности, тогда как умелым может быть назван рабочий, который производит предмет таким, каким он должен быть, и не обнаруживает в своей субъективной деятельности противодействия цели"
Гегель выделяет три элемента гражданского общества:
1) система потребностей;
2) защита собственности посредством правосудия;
3) полиция и корпорации.
Потребности удовлетворяются, прежде всего, через трудовую деятельность. Гегель подчеркивает, что человек своим трудом создает необходимые предметы потребления, что "средства удовлетворения человеческих потребностей добываются потом и трудом человека" . В этой связи он критикует тех мыслителей, которые утверждали, что в естественном состоянии человек свободен с точки зрения своих потребностей, ибо он их удовлетворяет готовыми продуктами природы.
И сам человек, и его потребности, отмечает немецкий мыслитель, не выходят за пределы природы, и поэтому он не был свободен. Гегель придает исключительное значение трудовой деятельности человека в гражданском обществе. "Варвар, - пишет он, - ленив и отличается от образованного человека тем, что он предается тупому безделью, ибо практическое образование и состоит в привычке и потребности в занятии. Неумелый человек всегда производит не то, что он хочет произвести, потому что он не господин своей собственной деятельности, тогда как умелым может быть назван рабочий, который производит предмет таким, каким он должен быть, и не обнаруживает в своей субъективной деятельности противодействия цели"
Для отправления правосудия необходимо
иметь соответствующие юридические законы. Но Гегель рассматривает право
как закон, который должны знать граждане. Вообще Гегель придает
огромное значение правосознанию. Варвары, пишет он, не осознают, что ими
управляют обычаи, традиции, влечения, чувства. Но в гражданском
обществе управляют законы, и "благодаря тому, что право положено и
знаемо, все случайное, связанное с чувствами, мнениями, формой мщения,
сострадания, корыстолюбия, отпадает и, таким образом, право лишь теперь
обретает свою определенность и свою честь. Лишь благодаря
культивированию восприятия оно становится способным достигнуть
всеобщности" [9]. Необходимо, продолжает Гегель, сделать все для того,
чтобы граждане знали содержание законов, не прятать их в юридических и
иных учреждениях. Право касается свободы человека, и он должен знать
содержание законов, представлять и понимать, что можно делать в их
рамках и за что следует понести наказание в случае их нарушения. Текст
законов должен быть написан простым, ясным и четким языком.
В
гражданском обществе, отмечает Гегель, исчезают прежние формы отношений
между людьми, когда традиции и обычаи выступали в роли правового
механизма решения вопросов. В нем, скажем, проблемы собственности
решаются посредством договоров и выполнения формальностей, которые порою
кое-кому кажутся излишними. Но с этим надо считаться, так как
формальности и договоры фиксируют волю индивида, которая должна быть
признана другими индивидами. В этом Гегель видит позитивный элемент
гражданского общества. Здесь же суд обретает свой действительный смысл,
когда член гражданского общества имеет права и обязанности перед судом.
Но он должен знать законы, потому что в противном случае право ему ничем
не поможет.
В гражданском
обществе, продолжает немецкий философ, индивид должен действовать
свободно для достижения своей цели, и задача полиции состоит в том,
чтобы предоставить ему такую возможность. "Полиция должна заботиться об
уличном освещении, строительстве мостов, установлении твердых цен на
товары повседневного потребления, а также о здоровье людей" . Как
видно, великий философ возлагает на полицию довольно специфические
обязанности. Но дело в том, что, с точки зрения Гегеля, гражданское
общество должно защищать интересы индивида, заботиться о нем, оберегать
от всех неприятностей, а индивид в свою очередь обязан соблюдать все
права гражданского общества, работать на него и все свои действия
соизмерять с его интересами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий