понедельник, 9 апреля 2012 г.

УКРАИНА МОЕЙ МЕЧТЫ (КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ ПАРТИИ ДЕЛАТЕЛЕЙ УКРАИНЫ) П Р Е А М Б У Л А

Прежде чем приступить к непосредственному изложению концепции, считаю необходимым прояснить некоторые принципиальные моменты. Дело в том, что большинство граждан нашей страны плохо представляет себе, для чего нужно государство при демократической форме правления. И в этом нет ничего удивительного, поскольку за многовековую историю народов, населяющих Украину в её нынешних границах, люди всегда жили в условиях тоталитаризма (коммунистического, царского, королевского, ханского) и, как следствие, имеют весьма смутные представления о том, что такое подлинная демократия.


Некоторые думают, что демократия это когда делаешь, что хочешь. Некоторые думают, что демократия – это когда говоришь, что хочешь. Отчасти правы и те и другие, но, прежде всего, демократия – это власть в руках народа и ответственность рядового гражданина за судьбу своей страны.
Теория распределения общественных благ. Данная теория составляет первооснову любого
демократического государства. Как следствие, на её изложении следует непременно остановиться. В противном случае, все последующие рассуждения на тему государственного строительства будут не вполне понятны.
Итак. Смысл экономической жизни любого человека состоит в том, чтобы купить подешевле и продать подороже, а на разницу пожить как можно лучше. Разница получается у каждого своя, в меру, так сказать, сил и способностей. Простой рабочий продаёт свой труд и навыки, а покупает продукты питания, движимое и недвижимое имущество, необходимое для жизни. Ученый, покупая то же самое, продаёт знания. У коммерсантов перечень пошире. Но по сути, все занимаются одним и тем же. С точки зрения экономики, человек живёт, чтобы есть. Выражаясь научным языком – живёт, чтобы производить и потреблять блага.
Большинство благ, необходимых человеку для жизни, он может себе купить на честно (и не очень) заработанные, путём товарно-денежного обмена (Т-Д). Свободный товарно-денежный обмен благами составляет основу рыночной экономики: грубо говоря, одни люди делают шнурки, другие – ботинки, а потом меняются между собой к обоюдному удовольствию. По большому счету, государство тут – третий лишний. Как следствие, необходимости в нём для обмена не больше, чем у телеги в пятом колесе. А для чего тогда государство, если люди и без него себе на хлеб с маслом зарабатывают?
Экономическая предпосылка существования государства состоит в том, что не все блага,
необходимые человеку, он в состоянии себе купить самостоятельно. В процессе производства и потребления индивидуальных благ человек нуждается в защите от посягательств на свои права и свободы. Поэтому ему нужен независимый суд, охрана правопорядка и армия. В список общественных благ, как правило, попадают еще и дороги, ж/д транспорт, места общественного отдыха, начальное образование. Перечисленный набор общественных благ характерен почти для всех государств. А в принципе, в странах с развитой демократией люди сами определяют, каким благом они хотят пользоваться вскладчину, а какое покупать в индивидуальном порядке. Для организации и управления процессом предоставления общественных благ граждане избирают правительство и от своего имени
наделяют его определёнными полномочиями. В частности, в эти полномочия входит и распоряжение общественными деньгами (государственный и местный бюджеты) и общественным имуществом. Главным источником формирования общественного бюджета являются налоги, которые по своей сути представляют плату граждан за пользование общественными благами.
 

Изображенная на рисунке схема является универсальной для любого государства. Отличие состоит лишь в пропорции, в которой блага делятся на общественные и личные. Для наглядности я приведу два варианта распределения благ на примере СССР и США. Советский Союз выбран потому, что наша страна растёт на обломках социализма. США – потому что мы пытаемся построить рыночные отношения, а Америка являет собой пример самой эффективной и мощной рыночной экономики в мире (по крайней мере, на сегодняшний день).
Откуда ноги растут1. В Советском Союзе человек был «винтиком» единой общественной системы, в которой 99% средств производства было сосредоточено в общественной собственности. Советская пропаганда проповедовала принцип: один человек – ничто, общество – всё. «Винтик» должен был, не щадя живота своего, горбатиться на общество ради химеры под названием «светлое будущее». При этом почти вся прибавочная стоимость, создаваемая советскими гражданами в сфере производства, уходила в государственный бюджет (более 90%), а остальное выплачивалось в виде примерно-у-всех-одинаковой
зарплаты, которой большинству едва хватало на продукты питания и предметы домашнего обихода. Как подметил У. Черчилль: «Врожденный порок капитализма – неравное распределение благ; врожденное достоинство социализма – равное распределение нищеты». Часть созданной прибавочной стоимости возвращалась гражданам СССР из госбюджета в виде пенсий, «бесплатного» жилья, образования и медобслуживания, а также сравнительно низких цен на продукты питания и коммунальные услуги. Между тем, львиная доля прибавочной стоимости, созданной советским народом в производственной сфере,
уходила на поддержание и укрепление колоссального оборонного комплекса. Кроме того,
централизованная система производства и распределения общественных благ нуждалась в огромном административно-командном аппарате, который регламентировал практически каждый шаг «винтика». Советские чиновники, будучи материально незаинтересованными, являлись серьёзным препятствием на пути эффективного использования общественных ресурсов. Кроме того, советская уравниловка в доходах лишала людей всякой инициативы и стимулов к труду. Совокупность упомянутых факторов привела советскую экономику к краху. Это был вполне естественный результат, поскольку, по абсолютно 1 Подробно о советской распределительной системе рассказано в моей статье «Советская теория финансов в
контексте мировой финансовой науки» (см. Статью №6 в разделе сайта «Публикации» http://zakharchenkovsergiy.narod.ru/publikatsii/) © Захарченков С.П. http://www.zsp.in.ua
справедливому утверждению А. Смита, «люди своекорыстны и активно действуют только ради собственной выгоды».
Куда идём. Американскую модель рыночной экономики называют «ковбойским капитализмом», где превалирует принцип «каждый за себя». Пятьдесят штатов объединились в единое государство только потому, что так удобнее защищать личные интересы отдельного гражданина (антропоцентричная модель государства). Такая модель государства предполагает доминирование личных интересов человека над общественными.
А чего хочет человек? Человек хочет жить (по возможности – счастливо). Чтобы жить он должен работать, дабы обеспечивать свою жизнедеятельность. Американская идея звучит примерно так: человек априори свободен и качество жизни определяет себе своим трудом. Хочешь жить под забором – живи.
Хочешь заработать миллион – зарабатывай, но не мешай жить тому, кто под забором. И наоборот. Уважай выбор ближнего. При этом тот, кто захочет вылезти из-под забора, должен иметь возможность пойти и заработать себе миллион. Государство нужно американцу для того, чтобы ему никто не мешал зарабатывать и тратить заработанное по своему личному усмотрению. Если Советский Союз строился по заветам Маркса и Ленина, то американцы строили свою страну по заветам Адама Смита, который за несколько десятилетий до Маркса утверждал: «государству не следует вмешиваться в дела промышленников и купцов. Оно должно лишь хранить благоустроенность и порядок в обществе: устанавливать единые правила поведения, осуществлять правосудие и защиту от внешних врагов, содержать необходимые общественные учреждения. Чтобы поднять страну к высотам благосостояния, … нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное
сделает естественный ход вещей».
Во исполнение заветов А. Смита граждане США содержат самую мощную армию в мире, имеют эффективную судебную систему с самым большим числом адвокатов на душу населения, а также полицию и ФБР, охраняющие их покой. При этом удельная налоговая нагрузка в США едва ли не самая низкая в мире: на общественные нужды распределяется порядка 30% ВВП (в Украине – более 60%); в том числе, суммарная нагрузка социальных налогов составляет порядка 14% от зарплаты (в Украине – около 40%); кроме того, в США нет НДС, а удельный вес налога на прибыль корпораций в доходах бюджета страны составляет около 8% (в Украине НДС+налог на прибыль составляют более 70% доходов бюджета);
в отличие от нас, порядка 70% налоговых поступлений в бюджет США составляет подоходный налог и налог на имущество граждан. Как видно из приведенных цифр, основным донором общественной казны является отдельный гражданин, вокруг личных интересов которого и построено американское государство.
Помимо армии, суда и полиции, в обмен на налоги американец получает от государства следующие общественные блага: а) возможность ездить по неплохим дорогам; б) 90% американцев имеют возможность получить начальное и среднее образование; в) гражданин США, плативший соответствующие социальные налоги, имеет право: получить пособие по нетрудоспособности и безработице, а дожив до 65 лет – получить пенсию (примерно 33% от зарплаты) и право на медицинское обслуживание (Medicare). Все прочие блага американцы зарабатывают и покупают себе в индивидуальном порядке. Как говорится, кто как топает, тот так и лопает.
Не чуждо американцам и милосердие. За счет налогоплательщиков в США оказывается медицинская помощь (Medicaid) некоторым категориям граждан (как правило, это дети из малоимущих семей и нетрудоспособные инвалиды). Кроме того, за счет из общественной казны оказывается финансовая помощь малоимущим семьям. Размер этой помощи зависит от штата. В 1985 году (начало краха советской экономики) размер пособия на одну семью варьировался от 115$ в Алабаме до 603$ на Аляске.
Участниками программы помощи являлись 3,7 млн. малоимущих семей2. Надо сказать, что предвыборное обещание Б. Обамы обеспечить за счет госбюджета медицинским обслуживанием всех нищих, вызвало в американском обществе негативную реакцию, поскольку налогоплательщики не горят желанием лечить бездельников за свой счет.
Что имеем.3 После распада СССР политическое руководство нашей страны приняло решение о построении рыночной модели экономики. В частную собственность было передано большинство средств производства. Как следствие отпала необходимость в централизованном управлении производственной 2 Масгрейв Ричард.А., Масгрейв Пегги. Б. Государственные финансы: теория и практика/ Пер. с англ. – М.: Бизнес Атлас, 2009. – С. 225-249.
3 Подробно и популярно о финансовой политике в Украине написано в 3-й главе моей книги Финансы.UA (cм.издание 2008 года (ИД ФАКТОР) в разделе сайта «Публикации» http://zakharchenkov-sergiy.narod.ru/publikatsii/) © Захарченков С.П. http://www.zsp.in.ua
сферой. Тем не менее, в Украине не только не сократился непомерно раздутый  бюрократический аппарат времен СССР, а наоборот – увеличился. По сравнению с началом 90-х годов число госчиновников у нас возросло в 1,7 раза, и составляет 8 человек на 1000 жителей. Для сравнения: США – 3; Польша – 3.
В Украине создана невыносимая система вмешательства государства в процесс воспроизводства. Бесчисленные запреты, ограничения и разрешительные меры поставили Украину на 152-е месте в мире по комфортности ведения бизнеса из 183-х. Хуже нас только африканские страны (см.http://www.doingbusiness.org/rankings). Разумеется, в такой ситуации не приходится говорить о том, что человек в нашей стране может заработать себе на жизнь так же легко, как американец или поляк.
Государство вместо того, чтобы создавать режим благоприятствования, стало главным тормозом предпринимательства – основного источника финансирования индивидуальных и общественных благ. При этом, несметное войско государственных чиновников, лишь теоретически контролируется народом, а фактически – по скудному разумению и безмерной личной корысти пользует сотни миллиардов общественных денег и всё общественное имущество. Вполне естественно, что рассчитывать на получение качественных общественных благ при таком раскладе не приходится. Как результат, в чьём бы лице мы ни
сталкивались с услугами государства (от паспортистки до президента), ничего кроме ненависти и раздражения не испытываем.
Совершенно очевидно, что существующее положение вещей, устраивает правящую элиту, поскольку создаёт неплохие преимущества для бизнеса, афилированного с действующей властью: можно легко запустить руку в общественную казну, без проблем получить налоговые льготы и преференции, прикупить за недорого кусок общественного имущества, отобрать бизнес у опального коллеги. Для сохранения Status Quo используется проверенный наполеоновский принцип: «есть два рычага управления людьми – страх и корыстолюбие». Зная о советской привычке нашего народа ждать благополучия не от себя, а от государства, политическое руководство страны действует по старой советской схеме: народу Украины уже 20 лет обещают молочные реки и кисельные берега, предпочитая молчать о том, что одлинная функция государства с рыночной моделью экономики несколько иная. Тем не менее, пытаясь задобрить электорат, правящая элита заваливает его популистскими химерами о повышении социальных гарантий. В конечном итоге все эти несбыточные обещания ложатся неподъёмной налоговой нагрузкой на сферу производства. Как результат, все предприниматели и их семьи живут в страхе, будучи вынуждены скрываться в «тени» от гнёта налогового законодательства и несметного числа административных ограничений и запретов.
Силовики, прекрасно зная пикантное положение предпринимателей, преследуют их, зачастую
используя своё служебное положение в личных корыстных целях и, как следствие, тоже выходят за рамки закона. Как следствие – живут в страхе и зависимости. Коррупция в правоохранительных органах выгодна правящей элите, поскольку человеком в погонах, ходящим под статьёй УК можно управлять безраздельно.
Трёхсоттысячная армия чиновников всех уровней, обделённая зарплатой, но вооруженная огромным арсеналом запретительно-ограничительных мер и бюджетными полномочиями, тоже использует служебное положение в корыстных целях, переходя рамки закона и, как следствие, тоже живет в страхе.
Замыкает этот порочный круг «самый гуманный и независимый» суд в мире. Таким образом, мы имеем дело с отлаженной машиной беззакония, где все боятся всех. Штурвал от этой машины находится в руках относительно небольшой группы «неприкасаемых», для которых закон не писан. И всё бы хорошо, но у этой отлаженной машины есть один очень серьёзный недостаток: как только меняется власть, все преимущества круговой поруки мгновенно становятся угрозами. Как показал опыт новейшей истории Украины и России, вчерашний олигарх, «державший Бога за бороду», при смене власти в условиях правового беспредела может легко лишиться бизнеса и стать политэмигрантом или зеком.
Чтобы предотвратить нежелательную смену власти и остаться «неприкасаемым», существует соблазн «закрутить гайки». Закручивать, конечно, можно, но, как говорит народная пословица, «сколь верёвочке не виться»… Народ наш терпелив, но не бесконечно. На многие вещи люди пока закрывают глаза, но они не слепы и в манну небесную от государства уже почти не верят. В конце концов, терпение может покинуть народ Украины и он начнёт отвечать беспределом на беспредел. Когда, не дай Бог, в Украине грянет «бессмысленный и беспощадный», взывать к закону будет бесполезно, потому что он давно затоптан башмаками из крокодиловой кожи. И тогда, с учетом опыта Мубарака и Каддафи, участь Тимошенко может стать для украинской правящей элиты предметом зависти. Нам уже давно пора понять, что в долгосрочной перспективе независимый суд в сочетании с прозрачной схемой распределения общественных благ гораздо предпочтительнее дубины народного бунта.
Отвести Украину от кровавой революционной пропасти и разорвать порочный круг тотальной
коррупции и беззакония можно одним единственным путём – передачи власти в руки народа. Только народ, наделённый реальной властью, может быть подлинным гарантом соблюдения законности и стабильности в обществе, поскольку народ, в отличие от любого правительства, сменить невозможно.

1 комментарий:

  1. К сожалению, текстовый редактор блога не позволяет корректно разместить текст концепции. С полным текстом концепции, доктриной и манифестом Партии делателей можно ознакомиться на моём сайте по адресу: www.zsp.in.ua

    ОтветитьУдалить